Сегодня в Ташкенте завершает работу выставка авангарда из собрания Государственного музея искусств имени
И.В. Савицкого в Нукусе. По справедливости, это собрание картин надо бы назвать просто "музей И.Савицкого". Потому что никакого отношения к его созданию государство не имело. С точки зрения официальной идеологии, все, собранное Савицким, следовало сбросить с парохода социалистической современности. И сбросили бы, если б не один бомжеватого вида интеллигент.



Художник, реставратор, искусствовед и этнограф Игорь Витальевич Савицкий родился в Киеве, жил и работал в Москве, в 1942 году отправился, вместе с Московским художественным институтом имени Сурикова, в эвакуацию в Самарканд. Здесь он познакомился с Робертом Фальком, фактически стал его учеником и проникся, так сказать, духом авангардизма. После окончания войны Савицкий уехал обратно в Москву. Но Средняя Азия так просто не отпускает, и в 1950 году он вернулся в наш знойный и медленный мир, сначала как участник знаменитой комплексной археолого-этнографической экспедиции под руководством С.Толстова, а потом окончательно переехал в Нукус. "Я никогда не думал, что ваши пески так нежны и красивы", — писал влюбившийся в каракалпакские пейзажи Савицкий. Формально он сменил несколько мест работы, а по существу всегда был хранителем времени. Собирал и восстанавливал сначала предметы каракалпакского прикладного искусства, а затем увлекся коллекционированием русского авангарда и поставангарда. В Москве, Питере, других городах разыскивал забытые картины, привозил в Нукус, оформлял как образцы революционного искусства (что вообще-то было чистой правдой) и преспокойно развешивал по стенам созданного им в 1966 году музея искусств (старое здание, выделенное под музей, Савицкий отремонтировал за свой счет). Разнообразные комиссии, инспектировавшие музей, периодически требовали что-нибудь снять, убрать в запасники, а то и вовсе ликвидировать как идеологически вредные, но Савицкому каждый раз удавалось картины отстоять. Так он спас от неоднократных покушений чиновников лысенковского "Быка". Вот этого




Партийные товарищи посчитали картину антисоветской. Что в ней антисоветского, понятия не имею. "Нет, — сказал им Савицкий. — Она антифашистская". И доказал как дважды два четыре, шо так оно и есть. Хотя антифашизма в ней ровно столько же, сколько антисоветчины. Картина совсем о другом.
Так или иначе, Савицкий создал и отстоял право на существование одного из "лучших музеев мира" (Ф.Миттеран). Сегодня в нем насчитывается что-то около девяноста тысяч экспонатов. Это вторая по величине и значимости коллекция русского авангарда в мире, после Русского музея. В 2017 году выставка из собранияСавицко го проходила в Москве, в ГМИИ имени А.С.Пушкина. А в этом году целый месяц шла в Ташкенте.
Я ходила по залам галереи изобразительного искусства и думала, что работы авангардистов могут как угодно поражать экспериментами с цветом, светом, формой, но в плане эмоциональном авангард — это всегда ощущение войны. Во всех ее смыслах. Мировой, гражданской, да какой угодно. Предчувствие, переживание или память о потрясениях, выходящих за рамки одной жизни. То, о чем нельзя рассказать гладко и последовательно. Или можно, но оно не будет правдой.
А еще, как ни странно, авангард связан с чувством стыда. Как будто художнику (а вслед за ним зрителю) стыдно за обычные предметы и стороны человеческой жизни. Стыдно быть мужчиной в шляпе и женщиной в шляпке, рыбой на подносе, облаком в небе и дождевой лужей под ногами, старым двором и парковой скамейкой. Стыдно быть тем, что существовало до великой ломки ценностей.
Но вот что интересно: когда эти же художники приезжали в Среднюю Азию, среди ценностей куда более старых и не вписывавшихся в двадцатый век, их внезапно отпускало и появлялись по-настоящему красивые, нежные вещи, в которых ничто не напоминает о войне человека с самим собой и окружающим миром.