Не знаю, с чем у вас ассоциируется Ташкент (и ассоциируется ли вообще с чем-нибудь), но, полагаю, никак не с иконописью. Между тем, в наших краях жила ученица Мориса Дени и духовная дочь Сергия Булгакова, со-единомышленница Александра Меня, художник и иконописец, в миру Юлия Николаевна Рейтлингер, в монашестве сестра Иоанна.
читать дальшеОтец - действительный статский советник, из остзейских баронов. Мать - не любившая светскость "смолянка" и поклонница педагогики Ушинского. Дочь уже в гимназии получила прозвище "Рейтлингер-художница". Трудно сказать, как сложилась бы ее дальнейшая судьба: возможно, вышла бы замуж, или уехала в деревню учительствовать, или... Об этих "или" мы никогда не узнаем. 17-й год отрезал девушке из высшего общества все пути к дальнейшему благополучию. И открыл совсем неожиданный путь.
Еще летом 17-го года Ю.Рейтлингер уезжает с сестрами в Крым, в имение отца. И здесь знакомится с одним из самых знаменитых православных богословов XX века Сергием Булгаковым, тогда еще молодым и начинающим священником. До конца жизни он останется ее главным наставником.
В 1921 году ей удалось выбраться из Крыма в Варшаву, потом в Прагу, потом - в Париж. И вот здесь, в Париже, она начинает учиться иконописи: у мастеров-старообрядцев, у Д.Стеллецкого, и три года - в мастерской Мориса Дени. В 1928 году специально ездила из Парижа в Мюнхен, чтобы посмотреть привезенную уже из Советского Союза выставку икон ("Глаз не оторвать от "Троицы" Рублева").
Потом писала сама. Расписывала церковь Иоанна Воина в Медоне и часовню Василия Великого в Лондоне, и церковь Введения во храм в Париже. Писала иконы. Искала путь, форму для выражения того, что Сергий Булгаков назвал "творческой иконой", а Русская православная церковь осторожно окрестила стилизацией и в дальнейшем категорически не поощряла.
В 1935 году она принимает постриг в рясофор (то есть, с неполными монашескими обетами), а в 1944-м умирающий о.Сергий дает ей наказ вернуться на родину.
И начинается долгий обратный путь - через ту же Прагу. Ей разрешают вернуться, но не в Москву, не в Ленинград и не собственно в Россию. Местом жительства сестре Иоанне определяют Ташкент.
Вот тут, в Ташкенте и Чирчике (маленький город недалеко от Ташкента) она проведет тридцать три года. Будет зарабатывать на жизнь шитьем платков, а для души - писать иконы. В Москву ей все-таки разрешат наезжать, и здесь она будет общаться
со своими старыми и новыми знакомыми, среди которых - самый авторитетный советский исследователь скандинавских мифов М.Стеблин-Каменский. Здесь же она встретится с настоятелем подмосковного прихода Александром Менем, который немало поддержал сестру Иоанну в трудные для нее, "глухие" годы. Глухие в прямом смысле - ее рано начала одолевать глухота, а перед смертью она еще и ослепла. Но пока видела - продолжала рисовать.
Умерла Юлия Рейтлингер в 1988 году. А в 2000-м состоялась выставка ее работ и вышел альбом "Художественное наследие сестры Иоанны".
Такие вот истории может рассказать Ташкент..."Сотворение мира". Часовня Святого Василия Великого в Лондоне.
"Небесная литургия". Глава ангела. Церковь Иоанна Воина в Медоне.
История Адама и Евы. Церковь Введения во храм Богородицы в Париже