Как-то в ходе флешмоба "14 дней"
Капрал Кейн предложил мне в течение двух недель постить Ходжу Насреддина.
Ну что же, начнем
День первый
Семь полисов спорили за право называться родиной Гомера. Ходжа Насреддин, если верить легенде, похоронен в восьми местах, а за право называться его родиной спорит, похоже, половина Востока. Но так ли уж важно, где он родился - в Бухаре или в деревушке Хорту в турецкой Анатолии, на равнинах Афганистана или горах Азербайджана? Важно, что он родился - если не на самом деле, то в народном воображении. И сделал жизнь намного интереснее!
«Есть в Аравии реки, которых только среднее течение открыто человеческому взору, а начало и конец прячутся в подземных глубинах. Жизнь Ходжи Насреддина можно уподобить такой реке: все, что мы о нем знали, относилось к его среднему возрасту, от двадцати до пятидесяти лет; детские же годы, равно как и старость, пребывали в сокрытии".
Владимир Соловьев. "Очарованный принц".
читать дальшеА это - памятник Ходже Насреддину в Бухаре. Работа замечательного скульптора Якова Шапиро (кроме Ходжи, мне нравится выполненный им памятник Шота Руставели в Ташкенте и необычайно пластичная "Музыка" в Государственном музее изобразительных искусств. Шапировский Ходжа едет на ослике (кстати, все памятники Насреддину включают в себя его знаменитого ишака) на фоне архитектурного ансамбля XVI - XVII веков Ляби-Хауз. "Хауз" - это пруд, искусственный водоем, источник спасительной прохлады знойным азиатским летом. Ну, и просто водички попить, а заодно умыться, постираться... да, все сразу. Чистотой хаузы не отличались (к тому же, стоячая вода, сами понимаете). Суровое прошлое. Зато сейчас все с точностью до наоборот. Хауз чистят, площадь подметают, в чайхане можно заказать не только чай, но и весь ассортимент "миллий таомлар" (национальной кухни) и, спрятавшись в тени деревьев, поглядывать на удивительное панно медресе Кукельдаш с изображением волшебных птиц и блещущего в лучах солнца Ходжу, в ожидании его шуточек.
А вот Ходжа зимой.