Тем временем, Рагнарёк близко. Марвел не дремлет, умеренными дозами информации интерес фанатов к грядущему противостоянию хороших ребят с плохими девчонками Главная плохая девчонка, вестимо, Хель. И, похоже, пора мне вспомнить про свое обещание посвятить ей отдельный пост.
На это обещание натолкнула мне прелюбопытная цитата из книги Джин Шиноды Болен "Боги в каждом мужчине" (глава 5 "Гадес, бог подземного мира: царство душ, сфера бессознательного"):
"Исследовательница Барбара Г. Уокер отмечает, что дохристианский "ад" (hell) у кельтов представлял собой маточный символ – святилище, или священную пещеру перерождения, которая на норвежском языке называлась hellir. Согласно еще более ранним мифологическим представлениям Hel – это котел-матка, наполненный очищающим огнем. Изначально подземный мир был царством Матери, и лишь потом он перешел во владение к Отцу. И по мере того, как в мире все больший вес обретали ценности небесного бога, подземный мир стал восприниматься в негативном свете и внушать страх".
читать дальшеВеликая Богиня, древнейшего божества, известное со времен палеолита, включает в себя множество аспектов, как милостивых, так и устрашающих. Это и понятно, ведь богиня соотносится с природой, в которой жизнь и смерть существуют в нераздельном единстве. Хель, владычица царства мертвых, может восприниматься как символ такого единства: она выглядит как наполовину живая женщина, наполовину труп. Место ее обитания - Хельхейм - материнское чрево, в котором души созревают для рождения и в которое возвращаются после смерти.
И вот тут самое время вспомнить, что чрево (лоно) Богини-Матери символизирует также пещера, и что пещера является аналогом подземного мира и почти всегда рассматривается как вход в него. Как у подземного мира есть аналог - пещера, так у Хели есть "двойник" - великанша Тёкк. Та самая, что отказалась оплакивать Бальдра и тем самым помогла Хели оставить светлого бога в темном царстве.
Тёкк - одна из самых загадочных фигур в скандинавской мифологии. Появляется она в истории о гибели Бальдра.
Хель сказала, что надо проверить, правда ли все так любят Бальдра, как о том говорят. И если все, что ни есть на земле живого иль мертвого, будет плакать по Бальдру, он возвратится к асам. Но он останется у Хель, если кто-нибудь воспротивится и не станет плакать. Тогда Хермод поднялся, а Бальдр проводил его из палат и, взяв кольцо Драупнир, послал его на память Одину, а Нанна послала Фригг свой плат и другие дары, а Фулле - перстень.
Вот пустился Хермод в обратный путь, приехал в Асгард и поведал, как было дело, что он видел и слышал. Асы тут же разослали гонцов по всему свету просить, чтобы все плакали и тем вызволили Бальдра из Хель. Все так и сделали: люди и звери, земля и камни, деревья и все металлы, и ты ведь видел, что все они плачут, попав с мороза в тепло. Когда гонцы возвращались домой, свое дело как должно исполнив, видят: сидит в одной пещере великанша. Она назвалась Текк ("Благодарность"). Они просят ее вызволить плачем Бальдра из Хель. Она отвечает:
"Сухими слезами
Тёкк оплачет
кончину Бальдра.
Ни живой, ни мертвый
он мне не нужен,
пусть хранит его Хель".
("Младшая Эдда". "Видение Гюльви")
Традиционно считается, что это Локи, который в измененном обличье не допустил возвращения Бальдра в мир живых и при этом остался безнаказанным ("И люди полагают, что это был не кто иной, как Локи, сын Лаувейи, причинивший асам величайшее зло". "Видению Гюльви"). Но может быть и другой вариант: Тёкк - ипостась Хель, которой не хотелось отдавать прекрасного Бальдра асам. На это наводят следующие признаки:
1. Великая Богиня (одним из вариантов которой выступает Хель) устойчиво связывается с мифом о смерти и воскресении бога растительности. В этом мифе при любом раскладе богиня старается удержать понравившегося ей молодого бога подле себя (Кибела удерживает при себе Аттиса, Афродита и Персефона делят между собой Адониса, слуги Эрешкигаль с маниакальной настойчивостью преследуют Таммуза). Бальдр, как указывают исследователи скандинавских мифов, не вписывается в рамки традиционных представлений о боге растительности, но черты умирающего и воскресающего бога в нем очевидны (если только весь миф о Бальдре не инспирирован христианскими миссионерами в Скандинавии). Влюбившаяся в Бальдра богиня смерти не хочет отпускать его от себя, но и не хочет выглядеть жадиной-говядиной в глазах всех миров (или хочет усложнить асам задачу, усложнение задач себе и другим - излюбленное занятие мифологических героев). Поэтому в одной своей ипостаси она вроде бы разрешает забрать Бальдра домой, а в другой - отрезает ему все пути к возвращению.
2. Гонцы асов находят Тёкк в пещере - том самом "котле-чреве", в котором пребывает и Хель.
3. Хель и Тёкк - великанши, причем, старухи-великанши (понятия "старуха", "колдунья" и просто "редиска" у скандинавов часто совпадали).
С другой стороны, если Тёкк - это "переодетая" Хель, то у хозяйки мира мертвых явные склонности к трикстерству (изменение образа, переодевание, обман), а боги подземного мира чертами трикстера не обладают. И все-таки так и напрашивается мысль о связи Тёкк и Хель, более прочной и развитой, чем простая фиксация факта родства (Локи - отец Хели). Можно ли рассматривать Тёкк как промежуточный персонаж между Хель и Локи? Например, служанка Хель, выполняющая поручение сразу и дочери, и отца (подобно тому как Локи в образе служанки помог вернуть молот Тора). Трикстерство - профессиональная черта слуг. Со временем персонаж выпал из числа активных мифологических героев, и его функции, черты и поступки перешли к Локи.
За недостатком материала делать выводы не буду, но как гипотезу оставлю