Переслушка показала: знаменитая десятичасовая запись на youtube передает дыхание Вейдера примерно так, как любительская фотография «Джоконду». На записи оно неизменно, а в фильмах меняется. В «Новой надежде» дыхание Вейдера слышится мало, во время диалогов оно часто совсем не прослушивается. В «Империя наносит ответный удар» это «то самое» дыхание, которое мы привыкли ассоциировать с Вейдером: жесткое, механическое, отчетливо слышное.
А вот в финале того же V эпизода, после встречи Вейдера с сыном, в его дыхании появляются паузы, оно обретает глубину и мерность, свойственные «классической» медитации. Можно сказать, Вейдер перестает дышать как ситх и начинает дышать как джедай.
читать дальше
Значит, конструкция респиратора не причем, никакого «программирования» нет. Вейдер волен выбирать «форму» дыхания, так же, как форму медитации. И он пользуется возможностью выбора. Из всех персонажей «Звездных войн» он единственный, кто прошел медитацию и ситхов, и джедаев.
К слову, Император чувствует это изменение, и его отношение к Вейдеру тоже меняется. Ближе к финалу «Возвращения джедая» Император разговаривает с Вейдером резко, раздражительно, его вдруг начинает занимать «чистота помыслов» ученика, и это после задушевных бесед в начале того же фильма. Смахивает на паранойю, если не учитывать указанное выше обстоятельство. Видимых причин для подозрений у Императора нет, а вот то, что он слышит, ему очень не нравится.
С «джедайским» дыханием связан ответ на еще один любопытный вопрос. Почему Император, который «учуял» Люка раньше его родного отца, в «Возвращении джедая» признается: «Я его не чувствую»? Вейдер же, напротив, сначала в упор не видел в Люке сына, а ближе к финалу не только установил с ним неразрывную энергетическую связь, но и легко прочитал мысли Люка о сестре. На все косяки «Звездных войн» есть один ответ: Лукас снимал фильмы, еще не зная, каким курсом вести дальше имперский флот сюжетную линию. А есть и другой.
Император почувствовал присутствие сына Энакина Скайуокера, потому что думал о нем, зная, что этот самый сын должен быть в наличии. Энакин-Вейдер о сыне не думал, полагая, что тот погиб давно и основательно, если вообще родился. Но вот он узнает о сыне и теперь пытается установить с ним энергетический контакт. Хотя за время, прошедшее с прибытия Люка на Дагобу, тот так поднаторел в работе с Силой, что может ставить заслон между собой и «темными», становясь недосягаемым для чутья Императора. А для Вейдера Люк открыт, и не только потому что тянется к отцу. Он, по определению, открыт для джедаев. Джедай – не праведник из житийной литературы, а практик, работающий с Силой в определенном ключе. И если Вейдер, под влиянием встречи с сыном, начинает исподволь возвращаться к джедайскому «ключу», то Люк уже не сумеет от него спрятаться, даже если захочет. Нравственные и энергетические реакции идут рядом друг с другом, одна вызывает другую по цепочке до самого финала
У «Звездных войн» сильный энергетический подтекст. Без его учета многое не понять в отношениях, поступках и характерах персонажей. На мой взгляд, именно отсутствие такого подтекста явилось главной неудачей диснеевского «театра теней» в «Пробуждении Силы». Упоминания о Силе в фильме присутствует, а «логики Силы» нет. Отсутствуют те, кто, говоря словами одной тибетской притчи, сами были бы практикой.
Нет ничего более повседневного, чем дыхание. Для того, кто подчинил себе эту повседневность, повседневность становится медитацией. Что бы он ни делал, он медитирует. Что бы ни делал Вейдер – ведет безвоздушный бой, ищет беглецов, отправляет на заслуженный вечный покой подчиненных, он полностью погружен в происходящее. Он всегда «здесь и сейчас». Именно поэтому Вейдер первоклассный воин. Именно поэтому он не может быть политиком. Империя, которую он строит, недостижима – метафизическое царство Силы невозможно нигде, даже в далекой-далекой Галактике.
Зато метафизическая Сила дает Вейдеру необходимую жизненную энергию – через медитацию. И здесь возникает еще один вопрос: с каким именно аспектом Силы взаимодействует Вейдер? Ответ на него неожиданно уводит нас в глубины мифологии, но об этом – в следующий раз. ЗВ-обзорам