Одним из наиболее почитаемых в пантеоне является озорник Легба.
читать дальшеЛегба - типичный трикстер. Он - седьмой, младший сын главы богов Маву-Лиза в мифологии народа фон, создавшего в Западной Африке царство Дагомея, которое просуществовало 280 лет и было завоевано французами. Ныне это государство Бенин. Французы вывозили из Дагомеи рабов на Гаити и другие острова Карибского моря. Поэтому здесь также распространилось вуду, причем, на островах оно слилось с элементами католицизма, и возник новый вариант старой африканской религии, который, собственно, и знают сегодня. О вуду прекрасно пишет гаитянский писатель Жан Стефен Алексис в романе "Деревья-музыканты".
Но вернемся к Легбе. Маву-Лиза - существо сложное, то он представляется мужчиной, то (чаще всего) женщиной, то он един, то в двух лицах. Видимо, от него Легба унаследовал свою неоднозначность. Он представляет собой образец избалованного младшего ребенка в семье. Большинство его проделок вызвано сознанием полной безнаказанности и интеллектуального превосходства над другими богами. Легба, действительно, превосходит братьев умом и ловкостью. Так, он единственный выполнил условие состязания, устроенного Маву-Лиза - сыграл на всех музыкальных инструментах одновременно, при этом еще и танцуя. За это Маву провозгласил Легбу первым среди богов. Однако, это своеобразное первенство. Так, бог войны и кузнечного дела Огун значительно превосходит Легбу силой, повелитель грома Шанго - могуществом. Но ТОЛЬКО Легба знает тайный язык Маву-Лиза и языки других богов ( а фон верили, что у каждого бога - свой, особый язык). Поэтому он выполняет роль посла и дипломата в вышнем мире. Легба посещает миры своих братьев, а потом рассказывает Маву, что там делается. Пользуясь своим преимуществом, Легба то мирит, то ссорит богов, выступая попеременно на стороне каждого из них.
Легба первым в мире занялся магией. В те времена люди еще не приносили жертвы богам, и те голодали. В поисках вкусной еды Легба сотворил змею, положил ее на дороге, ведущей к рынку, и велел жалить проходящих. Ужаленных Легба предлагал вылечить за хорошее вознаграждение. Так он добыл себе пропитание.
Один из прохожих по имени Аве заинтересовался занятием Легбы, и тот обучил его магии и искусству врачевания от змеиных укусов. В наказание за то, что Легба открыл секреты магии людям, Маву сделал его невидимкой.
В другой раз Легба поплатился за свою сексуальность. Будучи, как и все трикстеры, неутомимым по этой части, он разделил ложе с божеством-андрогином Фа, воплощающем тайную речь главы богов и всю систему тайных знаний. За это Маву-Лиза обрек Легбу на вечную неудовлетворенность
Легба является посредником не только в мире богов, но и между богами и людьми. Поскольку он знает язык Маву и Фа, то может помочь во всех жизненных ситуациях. Поэтому первая, предварительная жертва при жертвоприношениях всем богам, предназначается Легбе. Через Фа Легба тесно связан с сакральной системой гаданий, широко распространенной у дагомейцев. Дело в том, что, по представлениям фон, все, что происходит на Земле, ранее произошло на небе. Фа и Легба могут давать людям советы, потому что они уже давно предрешили все возможные ситуации в мире людей.
Легба может помочь, но так же легко осложняет ситуацию и создает препятствия. Неудачи в делах, а также стихийные бедствия (например, засуху) зачастую объясняли капризом Легбы, либо его нежеланием встать на сторону людей в спорах богов, заведующих разными природными явлениями.
Интересно, что в карибском варианте вуду Легба отождествляется со... святым Петром Папа Легба почитается как Страж Врат, ведущих в разные миры. Ну, а Святой Петр - ключарь рая. По этой причине их и отождествляют.
А вот на родине, в Бенине, его представляют так
Но вернемся к Легбе. Маву-Лиза - существо сложное, то он представляется мужчиной, то (чаще всего) женщиной, то он един, то в двух лицах. Видимо, от него Легба унаследовал свою неоднозначность. Он представляет собой образец избалованного младшего ребенка в семье. Большинство его проделок вызвано сознанием полной безнаказанности и интеллектуального превосходства над другими богами. Легба, действительно, превосходит братьев умом и ловкостью. Так, он единственный выполнил условие состязания, устроенного Маву-Лиза - сыграл на всех музыкальных инструментах одновременно, при этом еще и танцуя. За это Маву провозгласил Легбу первым среди богов. Однако, это своеобразное первенство. Так, бог войны и кузнечного дела Огун значительно превосходит Легбу силой, повелитель грома Шанго - могуществом. Но ТОЛЬКО Легба знает тайный язык Маву-Лиза и языки других богов ( а фон верили, что у каждого бога - свой, особый язык). Поэтому он выполняет роль посла и дипломата в вышнем мире. Легба посещает миры своих братьев, а потом рассказывает Маву, что там делается. Пользуясь своим преимуществом, Легба то мирит, то ссорит богов, выступая попеременно на стороне каждого из них.
Легба первым в мире занялся магией. В те времена люди еще не приносили жертвы богам, и те голодали. В поисках вкусной еды Легба сотворил змею, положил ее на дороге, ведущей к рынку, и велел жалить проходящих. Ужаленных Легба предлагал вылечить за хорошее вознаграждение. Так он добыл себе пропитание.
Один из прохожих по имени Аве заинтересовался занятием Легбы, и тот обучил его магии и искусству врачевания от змеиных укусов. В наказание за то, что Легба открыл секреты магии людям, Маву сделал его невидимкой.
В другой раз Легба поплатился за свою сексуальность. Будучи, как и все трикстеры, неутомимым по этой части, он разделил ложе с божеством-андрогином Фа, воплощающем тайную речь главы богов и всю систему тайных знаний. За это Маву-Лиза обрек Легбу на вечную неудовлетворенность
Легба является посредником не только в мире богов, но и между богами и людьми. Поскольку он знает язык Маву и Фа, то может помочь во всех жизненных ситуациях. Поэтому первая, предварительная жертва при жертвоприношениях всем богам, предназначается Легбе. Через Фа Легба тесно связан с сакральной системой гаданий, широко распространенной у дагомейцев. Дело в том, что, по представлениям фон, все, что происходит на Земле, ранее произошло на небе. Фа и Легба могут давать людям советы, потому что они уже давно предрешили все возможные ситуации в мире людей.
Легба может помочь, но так же легко осложняет ситуацию и создает препятствия. Неудачи в делах, а также стихийные бедствия (например, засуху) зачастую объясняли капризом Легбы, либо его нежеланием встать на сторону людей в спорах богов, заведующих разными природными явлениями.
Интересно, что в карибском варианте вуду Легба отождествляется со... святым Петром Папа Легба почитается как Страж Врат, ведущих в разные миры. Ну, а Святой Петр - ключарь рая. По этой причине их и отождествляют.
А вот на родине, в Бенине, его представляют так