Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
14:51 

От жизни к Жизни

Муравьиный лев
Только меня вам и не хватало для полного счастья
Он знает все о течении жизненной Силы, но в жизни всегда идет против течения. Он может бросить равнодушно-откровенную, порой циничную реплику, но всегда готов заслонить, прикрыть, вытащить из передряги «еще одного несуразного инопланетянина». Он джедай по духу и при этом ни в республиканский кредит не ставит букву, коей живет Орден. Невозмутимый, непокорный, неунывающий, Квай-Гон Джинн – один из самых привлекательных героев, созданных Лукасом. Харизматичный воин, парадоксальный философ, который предпочитает конкретику действия отвлеченности умственных спекуляций, он появляется всего в одном эпизоде, однако успевает задать вектор судьбы избранного Силой мальчика с Татуина, Ордена джедаев и галактики в целом. Эта роль Квай-Гона позволила части старварсовцев назвать его deus ex maсhina сюжета: мол, появился из ниоткуда и вскоре пафосно погиб лишь для того, чтобы можно было задним числом объяснить, как будущий Лорд ситхов в джедаях побывал.
Однако не составляет большого труда понять: персонаж, приводящий в мир ни много ни мало самого Дарта Вейдера, не может оказаться плоским «богом из машины». Квай-Гон – герой более неожиданный, чем полагают даже его фанаты.



Чужой среди своих


Джедаи приквелов вряд ли нашли бы общий язык с Ханом Соло, за исключением одного несговорчивого рыцаря. Контрабандист Хан и джедай Квай-Гон при всем несходстве характеров обнаруживают черты одного мифологического типа. Квай-Гон идеально вписывается в представление оригинальной трилогии о том, что джедай – всегда немного бродяга, искатель приключений и оппозиционер. Одним словом, всегда немного трикстер.
Ни одна мифология не обходится без трикстера. Хан Соло в оригинальной трилогии и Квай-Гон Джинн в приквелах только подтверждают это правило для мифологии «Звездных войн».
Не будучи плутом по призванию, Квай-Гон уверенно прибегает к плутовству, когда к этому вынуждают обстоятельства, и переигрывает Уотто.
Подобно опытному интернет-троллю он умеет использовать «прорехи» в ситуациях. Да, да, судьбу мальчика определит Совет, а пока… а пока, Энакин, держись возле меня и наблюдай. И какая разница, что ты не будешь называться падаваном, главное, ты научишься владеть Силой. Квай-Гона, конечно, не назовешь классическим трикстером, вроде Локи или Легбы, но трикстерские повадки ему порой совсем не чужды. Вероятно, именно поэтому Квай-Гон, несмотря на преданность Ордену, магистрами воспринимается почти как чужой (точно так же трикстеры всех мифологических традиций не уживаются с основным пантеоном богов). Достаточно вспомнить первую сцену в Совете. Сначала магистры совершенно официально выслушивают Квай-Гона, потом Мейс Винду без особого энтузиазма обещает разобраться в том, кто напал на Джинна, а затем, когда Квай-Гон заводит речь об Энакине и говорит: «Не мне судить, но…», Йода с неожиданным негодованием обрывает его: «Но ты судишь!» В этом негодовании – не только внезапный страх перед скрытой угрозой, в нем – отношение к Квай-Гону. Недаром потом Оби-Ван скажет учителю: «Не нарушай вы Кодекс, давно были бы в Совете!» Нарушение устоявшихся норм и правил – не только суть, это одна из главных задач мифологического героя-трикстера. Кто-то должен двигать мир вперед, иначе мир сгниет заживо. Но, поскольку движение вперед часто граничит с хаосом (вспомним знаменитое пожелание китайцев не жить в эпоху перемен), то и к обеспечивающему его персонажу окружающие часто относятся настороженно или даже враждебно.
С движением и сопутствующими ему передрягами связано еще одно предназначение трикстера – перемещать некие ценности из одного мира в другой. Среди этих ценностей нередко обнаруживается роковая (вспомним хотя бы кольцо, которое Локи отнял у Андвари, или Пандору, которую приводит к Эпиметию Гермес). Достаточно «впустить» ее в мир, и начинается цепочка событий, приводящая к катастрофе отдельный род, все человечество или берите выше – галактику.
Интересно, что в эпизоде I благодаря Квай-Гону в эпицентре событий оказывается не только Энакин, но и Джа-Джа Бинкс, который впоследствии предложит сенаторам проголосовать за передачу Палпатину чрезвычайных полномочий. Фанаты «Звездных войн», обратившие внимание на это обстоятельство, даже выдвинули гипотезу, по которой Квай-Гон, на самом деле, ситх.

Случайностей не бывает, или Почему погиб Квай-Гон

На самом деле, герой в исполнении Лиама Нисона – убежденный джедай, что никак не отменяет его миссию. В том-то и дело, что в мифологии «Звездных войн» приход Дарта Вейдера обусловлен не происками ситхов, а самой Силой, как самой судьбой обусловлены падение Трои или битва на Курукшетре, гибель бургундов или Рагнарёк. Попытки избежать предначертанного приводят ровно к тому результату, который заложен судьбой. Можно сковать Фенрира и Локи – Рагнарёк все равно состоится. Можно пытаться мирить Пандавов и Кауравов, но Кришна, образно выражаясь, вовремя перевернет игральную кость, и братья выйдут сражаться друг с другом. Можно препятствовать обучению Энакина – он все равно станет сначала джедаем, а потом ситхом. Сила сделает, как ей нужно. Квай-Гон, чувствуя особое предназначение Энакина, говорит: «Мы встретились не случайно. В жизни вообще не бывает случайностей».
Случайностей не бывает. В этом контексте неожиданный смысл приобретает гибель Квай-Гона. Останься он в живых, у Палпатина было бы в разы меньше шансов завербовать Энакина, ибо учитель и ученик идеально подходили друг другу. Но Силе нужен именно Вейдер, и Квай-Гон неслучайно погибает в поединке с Дартом Молом, уступив место Оби-Вану, «правильность» которого сыграет важную роль в последующем конфликте Энакина с самим собой и окружающим миром.
Если первая часть приключений Квай-Гона рисует рыцаря-джедая как отчасти трикстера, то его гибель показывает нам человека судьбы (впрочем, трикстер тоже тесно связан с судьбой, самый наглядный пример этого – Локи). О характерных признаках человека судьбы я уже писала в одном из постов о Дарте Вейдере (см. здесь
hvedrung9.diary.ru/p210311535.htm ).
Как все персонажи этого типа, Квай-Гон появляется перед зрителем уже взрослым человеком, предыстория которого почти неизвестна (лишь в эпизоде II мы неожиданно узнаем, что учителем Квай-Гона был граф Дуку). Как истинный человек судьбы, Квай-Гон одинок: по сути, его не понимает даже собственный ученик. Одиночество – аналог «мифологической смерти». Кстати, оно во многом объясняет человеческую тягу Квай-Гона к Энакину, с которым он чувствует внутреннее «созвучие».
Внутренняя связь Квай-Гона и Энакина, объединенных темой судьбы, пронзительно выражена в сцене похорон Квай-Гона, погребальный костер которого недвусмысленно перекликается с костром Дарта Вейдера в ОТ. И так же, как костром не заканчивается жизнь Вейдера, Квай-Гон, пройдя через огонь погребения, обретает новое бытие. Пройдя через «мифологическую смерть» (в его случае это непонимание в Ордене и Совете) и смерть реальную, Квай-Гон воскресает в Силе, более того, становится первым учителем в обретении индивидуального посмертия.
Воскресение Квай-Гона, не полученное им от кого-то, а добытое самим – великолепное в своей логичности завершение образа. Однажды Квай-Гон сказал маленькому Энакину, что реальность определяется восприятием. Ключевой посыл восточных учений – индуизма, буддизма, даосизма, становится ключом к пониманию, как Квай-Гон достиг индивидуального бессмертия. Джедаи приквелов учили, что после смерти неизбежно растворение в Силе. По вере их им и воздавалось. Не покорявшийся авторитетам и схемам при жизни, Квай-Гон пренебрег ими и при переходе в Силу. Можно допустить, что он попросту отбросил установку на растворение в Силе так полно и безоговорочно, что ему удалось сохранить индивидуальность и после смерти. А, возможно, лишенный предубеждений, он увидел в момент смерти путь, который отрицали его консервативные соратники.
Так или иначе, Квай-Гон в смерти выполняет то же предназначение, что и в жизни, становясь первым на пути, по которому пройдут не только Йода и Оби-Ван, но и его «настоящий» ученик, Энакин Скайуокер. Энакин, похоже, также отрицает смерть и приходит к воскресению собственной волей. Помните? Случайностей не бывает.

Следуй течению жизненной Силы

Парадоксально, но наставления Квай-Гона, даосско-дзенские по духу, вроде бы противоречат его ярко, даже резко выраженной индивидуальности, доходящей до индивидуализма.
Вот хотя бы это: «Следуй течению жизненной Силы». Постижение Силы (Атман, Дхарма, Дао) в восточной философии имеет целью как раз растворение в ней, отказ от индивидуального «я».
Но тот же дзен-буддизм фиксирует «парадокс Квай-Гона»: представляет целую галерею незаурядных образов, легенды о которых решительно отказываются признавать утрату ими индивидуальности после смерти. Сатори (переживание просветления) в таких легендах рассматривается, скорее, как вбирание в сферу личности безмерного и безличного Универсума. Легко раствориться в Абсолюте, куда труднее, сделавшись его частью, сохранить себя. И тут мы сталкиваемся с новым парадоксом: сохранить себя можно, лишь следуя течению Силы. По крайней мере, в повседневной жизни уж точно, ибо такое следование помогает не утонуть в потоке повседневных событий, конфликтов, неудач и отвлекающих факторов. Следовать течению жизненной Силы значит совершать в каждый данный момент времени то, что необходимо. Но как узнать, что необходимо? «Сосредоточься на происходящем», – советует Квай-Гон. «Главное – интуиция». Не буду распространяться о методиках, развивающих интуитивное восприятие мира. Их множество, но основа у всех одна: доверять себе и быть внимательным к тому, что происходит вокруг. Быть гибким, исходя из ситуации, а не предписаний. Не терять свое «я» ни в жизни, ни в смерти, ни на поле боя, ни перед лицом наставников.
Наблюдать. Прислушиваться. Жить. Следовать своей судьбе. Это – учение джедаев. А уставы, храмы и Советы, похоже, лишь искажают его.






@темы: "Star Wars", "Квай-Гон Джинн", "мой звездный мир"

URL
Комментарии
2017-08-06 в 16:46 

Mary-Vigadel
Только вечность звенит в ушах
Очень интересно!

2017-08-06 в 16:55 

Муравьиный лев
Только меня вам и не хватало для полного счастья
Mary-Vigadel
Спасибо :) Не прошло и года, как я написала это маленькое исследование. Спасибо за терпение всем, кому был обещан этот пост :)

URL
2017-08-06 в 19:31 

Акша Таквааш
дивная тварь из дивного леса
Интересно было прочитать, спасибо.

2017-08-06 в 19:32 

Эльфенок Рицка
SAEPE NIHIL INIMICUS HOMINI, QUAM SIBI IPSE. (Цицерон)
Ого! Здоровские рассуждение.
Интересно и необычно подан Квай как трикстер. (Первая мысль: " О.о??? ...хатт, а ведь точно...")

Любопытная версия с тем, как Квай стал Призраком. И вдвойне интересная тем, что в РВ призраками становились до этого только ситхи (или бывшие некоторое время ситхами, как Кел-Дрома и Реван).
Понравилось рассуждение о противостоянии Совета и Квая. Однако, однако.

...а ведь ещё в том же ЭII выяснилось, что Дуку - ученик Йоды... Хм?

2017-08-06 в 21:14 

trollkvinne
спасибо, как всегда, очень интересный взгляд на вещи :)
Фанаты «Звездных войн», обратившие внимание на это обстоятельство, даже выдвинули гипотезу, по которой Квай-Гон, на самом деле, ситх о, а вот об этой теории я не слышала. только про ту, где Джа-Джа - ситх :D

2017-08-07 в 07:44 

Муравьиный лев
Только меня вам и не хватало для полного счастья
Акша Таквааш
:)

Эльфенок Рицка
Спасибо)

Первая мысль: " О.о??? ...хатт, а ведь точно...")
:laugh:

И вдвойне интересная тем, что в РВ призраками становились до этого только ситхи (или бывшие некоторое время ситхами, как Кел-Дрома и Реван).
Не знала. Но логично: ситх, по определению, индивидуалист, следовательно, не пожелает расстаться с собой любимым и после смерти. А если джедай побывал ситхом, значит, в нем ярко выражено индивидуальное начало и он тоже не согласен растворяться (что он, ложка сахара, чтобы растворяться в маринаде?)

Дуку - ученик Йоды... Хм?
Так же, как Энакин - ученик Оби-Вана :D Когда читала про Квай-Гона, вычитала, что Дуку стал ситхом под влиянием гибели ученика: мол, теперь вообще никто не будет сопротивляться Совету, так лучше валить из этой структуры. Хотя, на мой взгляд, звучит нелогично. С учителем-ситхом тоже особо не поспоришь.

trollkvinne
а вот об этой теории я не слышала. только про ту, где Джа-Джа - ситх
Вот здесь можно найти и про Квай-Гона, и про Джа-Джа и много чего еще интересного)

daily.afisha.ru/cinema/130-10-fanatskih-teorij-...

URL
2017-08-07 в 12:44 

trollkvinne
Муравьиный лев, о, спасибо за ссылку. почитаю :)

2017-08-07 в 18:11 

Calica
[ Kassedy ] Ты не должен бороться за то, чтобы жить так, как тебе хочется. Живи так, как хочешь, и плати за это требуемую цену, какой бы она ни была. (с)
Читать было интересно и почему-то жутко приятно. Будто сам текст следует по течению Силы, не растворяясь в ней, а мирно покачиваясь. :) Подозреваю, очень попало в настроение.
А еще было полезно взглянуть на Квай-Гона с такой стороны. И осознать, что причины моей к нему симпатии оказываются гораздо глубже, чем мне всегда казалось.

Когда говорят, что Квай-Гон - ситх, мне хочется обвинить этих людей в слепом услужении Совету :laugh:

2017-08-08 в 06:32 

Муравьиный лев
Только меня вам и не хватало для полного счастья
Calica
Ты читала, ура! :rotate:
Читать было интересно и почему-то жутко приятно. Будто сам текст следует по течению Силы, не растворяясь в ней, а мирно покачиваясь.
Жмурюсь от удовольствия :)

причины моей к нему симпатии оказываются гораздо глубже, чем мне всегда казалось.
Осознала то же самое, когда до меня дошли мифо-истоки Квай-Гона.

Когда говорят, что Квай-Гон - ситх, мне хочется обвинить этих людей в слепом услужении Совету
Ну, они ж говорят это любя! Многим нравятся Квай-Гон и ситхи одновременно, вот и хотят люди совместить два в одном.

URL
2017-08-08 в 08:48 

Calica
[ Kassedy ] Ты не должен бороться за то, чтобы жить так, как тебе хочется. Живи так, как хочешь, и плати за это требуемую цену, какой бы она ни была. (с)
Муравьиный лев, Ну, они ж говорят это любя! Многим нравятся Квай-Гон и ситхи одновременно, вот и хотят люди совместить два в одном.
если так, тогда я спокойна)) я не читала статью по ссылке, поэтому решила, что то, скорее, обвинения, нежели совмещение приятного :shuffle2:

upd. как назло на аватарах выпадают другие мужики, а у меня ведь есть пара потрясающих аватарок с Квай-Гоном! ))

2017-08-08 в 14:11 

Акша Таквааш
дивная тварь из дивного леса
Calica, так аватар по выбору и в бесплатной версии дайрей можно сделать! Только хлопотно. Лезешь в настройки, ставишь основной аватарой нужную, потом обновляешь страницу с темой, пишешь комментарий, отправляешь. Потом лезешь в настройки, возвращаешь аватары как раньше.

2017-08-08 в 16:29 

Calica
[ Kassedy ] Ты не должен бороться за то, чтобы жить так, как тебе хочется. Живи так, как хочешь, и плати за это требуемую цену, какой бы она ни была. (с)
Акша Таквааш, у меня в настройках видны лишь 8 первых из 124 накопленных аватаров :gigi:
когда-нибудь в будущем вернусь сюда, чтобы оставить комментарий под правильным аватаром.

2017-08-08 в 21:41 

Эльфенок Рицка
SAEPE NIHIL INIMICUS HOMINI, QUAM SIBI IPSE. (Цицерон)
Calica, Акша Таквааш, а ведь можно не так сделать, а поставить галочку "выбрать аватар" и выбрать. В полной версии и в приложении так можно.

2017-08-08 в 22:15 

Акша Таквааш
дивная тварь из дивного леса
Эльфенок Рицка, в бесплатной нельзя.)

2017-08-08 в 22:22 

Эльфенок Рицка
SAEPE NIHIL INIMICUS HOMINI, QUAM SIBI IPSE. (Цицерон)
Акша Таквааш, *полез в дайри через браузер*
Хм, и правда нельзя.

2017-08-09 в 07:53 

Муравьиный лев
Только меня вам и не хватало для полного счастья
Calica
Жду! Вот прям жду аватар с Квай-Гоном! Это действительно несколько хлопотно, но даже у меня терпения хватает... иногда :-D

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Loki forever

главная