16:15 

Вдвоем сквозь жизнь и смерть

Муравьиный лев
Только меня вам и не хватало для полного счастья
Мое отношение к лукасовской Трилогии приквелов, мягко говоря, сложное, за исключением «параллельных» сцен с Энакином и Падме в финале «Мести ситхов». Пожалуй, только здесь смысловое наполнение не уступает эмоциональному накалу.
Начиная с появления Дарта Сидиуса на Мустафаре и вплоть до появления Дарта Вейдера на мостике стардестроера, нам показывают «перекличку» жизни и смерти, метафизический обмен ролями, где рождение несет в себе гибель, а гибель оборачивается рождением.
Символика «параллельных» сцен заставляет вспомнить Лукаса времен ОТ. Каждая деталь здесь на месте, каждая имеет значение, и у каждой есть пара.
Вот Оби-Ван кладет ладонь на лоб полузадушенной Падме: проверить, сохранилась ли в ней жизненная энергия, и, возможно, поделиться своей. А буквально через пару минут мы видим руку Дарта Сидиуса на полусгоревшем Энакине. Тот же самый жест получает новое значение. Это уже не диагностика и не только вливание собственной энергии в другого человека. Это благословение. Оно может быть получено как от Светлой, так и от Темной стороны. Светлая сторона ассоциируется с жизнью, значит, Падме благословляют в жизнь. Темная сторона, по замыслу режиссера, должна ассоциироваться с гибелью, значит, Энакина благословляют в смерть.
Казалось бы, при таком раскладе Падме должна жить, а Энакин – умереть. На деле происходит обратное. Падме, как констатирует врач-дроид, отказывается жить, хотя физически с ней все в порядке. Энакин же, несмотря на страшные увечья, борется со смертью даже в безнадежной ситуации. Он не сдается обстоятельствам. Это исключительно важно для понимания не только Энакина, но и Люка: свойство плевать на любое «безнадежно» сын явно унаследовал от отца.
Благословение, по Лукасу (вполне согласно с воззрениями любой религиозной системы), не гарантирует благ в этой, физической, реальности. Оно определяет, в каком из потоков – Света или Тьмы – движется человек. Двигаться ли ему вообще, каждый решает сам.
Сломленная переходом Энакина на сторону Тьмы, Падме умирает, и это ее выбор. Она может жить, но не хочет. Однако, поскольку благословение получено, происходит новый обмен ролями. Смерть оборачивается жизнью: Падме производит на свет «новую надежду» галактики – близнецов Люка и Лею. Умирающая Падме видит детей - их с Энакином продолжение. Последнее, что видит Энакин, перед тем, как стать Дартом Вейдером - черная маска, отрезающая его от мира живых.
«Рождение» Дарта Вейдера происходит одновременно с рождением его детей. Энакин и Падме, оба, находятся в медицинской палате, оба кричат от боли, оба своей жизнью платят за новую жизнь. «Хороший человек» Энакин тоже умирает, чтобы вместо него появился Лорд ситхов. Как не вспомнить здесь еще одну деталь из «параллельных» сцен. То, что Энакина везут под проливным дождем в открытой капсуле, до сих пор вызывает недоумение многих зрителей, упорно не желающих замечать: капсула является почти точным подобием гроба Падме. Их обоих хоронят. Провожают Падме в физическую, а Энакина – в метафизическую смерть.
И снова мы видим смысловые «перевертыши». За гробом Падме следует множество обитателей ДДГ. Здесь и набуанцы, и гунганы, новая королева Набу, и Босс Насс со своими приближенными. Падме любили, ее похороны удивительно «живые» по душевности и человечности, которые сопровождают ушедшую. За «гробом»-капсулой Энакина идет только Император, воплощение смерти, ненависти ко всему живому, и штурмовики, которым, скорее всего, даже неизвестно, что за человека они везут с Мустафара. Метафизическая смерть неразрывно связана с одиночеством.
И все же, воскреснет Энакин, а не Падме. Дело не только в том, что их история придумана вдогонку Оригинальной трилогии и вынуждена подстраиваться под существовавший ранее сюжет. Падме, при всех своих привлекательных качествах, уме и умении сопротивляться, если речь идет о ее народе, не обладает собственной волей к жизни. Волю она черпает извне – из чувства долга, любви к Энакину. Когда внешнее оборачивается против нее, Падме не достает внутренних резервов. В то время как Энакин живет собственной исключительной волей, позволяющей ему не только выжить, но и, в конце концов, воскреснуть по ту сторону Силы.
Эту волю к жизни и безрассудное, но такое необходимое умение не считаться с обстоятельствами Энакин передает детям. Так же, как передает им свойство жить колоссальными целями. Если действовать, то в масштабах галактики, не иначе. Тяга или отвержение вершин и масштабов – еще одно существенное различие между Энакином и его женой. Падме великолепно ориентируется в обстановке. Там, где надо принимать тактические решения, она лидирует. Но масштабных жизненных целей у нее нет. Она может бороться с Торговой федерацией – не с Империей. Она может разыскать Энакина на Мустафаре, но не вернуть его. Причина в том, что для Падме существует слово «невозможно». Будь иначе, она осталась бы жить, чтобы вырастить детей и – спасти Энакина.
Другое дело Люк и Лея. Для них, как и для отца, невозможного нет. Идя к отцу, Люк не взвешивает шансы, для него просто по-другому нельзя. Лея даже после того, как на ее глазах уничтожили Альдераан, не отказывается ни от жизни, ни от борьбы.
О младших Скайуокерах, конечно, не скажешь: «копия отец», но отец проглядывает сквозь них так отчетливо, что возникает мысль: а зваться лорд и леди Вейдер им бы подошло. В лучшем смысле, разумеется.
Рождение близнецов (мифологический сюжет, известный во все времена) – самое убедительное свидетельство, что Энакин жив даже во тьме своей метафизической преисподней. Смерть не способна к продолжению рода. Смерть не знает никаких чувств. А, как помнит зритель, первые слова «новорожденного» Вейдера: «Где Падме? С ней все хорошо?» Даже через смерть он проносит мысль о жене, так же, как последняя мысль Падме – о муже: «Я знаю, в нем есть добро».
Слова Падме – не просто еще одна «пасхалка», напоминающая об Оригинальной трилогии. Имя жены Энакина – Падме Амидала – образовано от имени будды Амиды, пользующегося огромным почитанием на Дальнем Востоке, особенно, в Японии. Этот будда неимоверно популярен, потому что однажды дал обет спасти все живые существа. «Падме» переводится с санскрита как «лотос»: в раю будды Амиды растут лотосы, и на каждом восседает спасенная им душа. Амида исходит из принципа, что в каждом есть добро, и потому поклялся спасти всех, независимо от того, праведные они, грешные или ужасно грешные.
В Оригинальной трилогии возвращение Энакина – заслуга Люка. Приквелы предлагают другое прочтение той же истории. Проснувшаяся в Вейдере любовь к сыну – продолжение его любви к жене. Падме умерла, но любовь к ней живет в Темном лорде и, в конце концов, спасает его. В черной душе однажды раскроется белый лотос. Об этом свидетельствует вырывающийся у Вейдера крик «Нет!», когда он узнает о смерти жены. Только что «родившись», он отрицает смерть. От этого «Нет!» пролегает мост не к «Нет!» Люка, а к словам самого Вейдера, обращенным к сыну: «Ты был прав насчет меня». «Ты был прав» – прежде всего в том, что невозможное преодолимо.



Для ЗВ-обзоров

@темы: "мой звездный мир", "Прогулки по небу", "Star Wars"

URL
Комментарии
2017-02-26 в 16:34 

Астери Нариэ
У меня лапки!
Очень интересно проведенные параллели. Тем более порой достаточно трудно объединить действительно в одно ОТ и приквелы - остается подспудное ощущение, что они из разных, немного, но разных вселенных. Но продолжение любви к жене в отношении к сыну - это правду выглядит правдоподобно. Пусть Скайуокеры вообще эмоциональны и сильно завязаны на семье, но все же Вейдер мало знал сына, и перенос чувств здесь куда более логичен.
Вы так написали о Люке и Лее, для которых и впрямь невозможного не существует (пусть у Леи другая фамилия, но они ж оба "гуляющие по небу", какое может быть "невозможно"!), что прямо захотелось написать о наследниках лорда Вейдера - лорде и леди Вейдер :) Должен же хоть кто-то навести в этой Галактике порядок))
А если серьезно - именно эта черта в Скайуокерах меня всегда восхищала - идти по небу, рваться в небо, пусть даже рушится весь мир. Ведь даже падая - летишь.

2017-02-26 в 16:51 

Муравьиный лев
Только меня вам и не хватало для полного счастья
Астери Нариэ
остается подспудное ощущение, что они из разных, немного, но разных вселенных
Для меня, так и вовсе из разных. Не могу простить Лукасу избиения юнлингов. В ОТ у Вейдера есть какие-то границы, что ли. Собственно, эти "границы" и позволяют нам поверить в его возрождение.

Скайуокеры вообще эмоциональны и сильно завязаны на семье
И как же мне это нравится! Для меня самой семья это... семья. Незаменимое понятие.

что прямо захотелось написать о наследниках лорда Вейдера - лорде и леди Вейдер Должен же хоть кто-то навести в этой Галактике порядок))
А если серьезно - именно эта черта в Скайуокерах меня всегда восхищала - идти по небу, рваться в небо, пусть даже рушится весь мир. Ведь даже падая - летишь.

Напишите! Пожалуйста! :) Так нужно бы такое почитать))
У Тайсин на Фикбуке есть сильная и серьезная вещь на эту тему - "Ничего невозможного".
Вот тут ficbook.net/readfic/3059204
Но это все же АУ, а хотелось бы чего-то подобного в каноне.

URL
2017-02-26 в 18:16 

Астери Нариэ
У меня лапки!
Юнлинги и у меня в голове никак не укладываются, потому предпочитаю делать вид, что этого вообще не было. Потому что одно дело - тускены, из-за которых погибла мать, а другое - дети. Это было явно чересчур, слишком уж нарочито показано, как Энакин переметнулся. И эти его истеричные перепады настроения - не подростка, взрослого человека, боевого командира, многое повидавшего-пережившего. Короче, неубедительно, и создатель сам это чувствовал. И юнлинги выглядят вроде жеста отчаяния - надо было ж Энакина как-то на другую сторону безвозвратно перевести! Потому что есть уже ОТ, ее-то не перепишешь.
Ну не зло он во плоти на самом деле, тот же лорд Вейдер вполне адекватен был - даром что Тёмный лорд.

Спасибо за ссылку :) Написать, наверное, напишу... сразу после мемуаров Чуви, которые мне уже заказывали :laugh:
А вот за каноном - точно не ко мне, у меня ведь что ни пишется, так "Ни разу не канон"))
Именно потому, что некоторые вещи в голове не укладываются, наверное, и взгляды на героев у читателе-писателей несколько иные, чем у их создателя. И жаль, что некоторые сильные истории из вселенной ЗВ никогда каноном не станут, хотя тем же сценаристам там учиться и учиться.

2017-02-26 в 18:48 

Акша Таквааш
дивная тварь из дивного леса
Не могу простить Лукасу избиения юнлингов. В ОТ у Вейдера есть какие-то границы, что ли.
Может, потому и появились границы, что столкнулся с последствиями избиения юнглингов в лице реакции жены и сделал выводы? Шутка.

Потому что одно дело - тускены, из-за которых погибла мать, а другое - дети.
А какая разница, если тускенских детей он вырезал вместе со взрослыми? Есть "свои" дети, а есть "дети врага", которые будущие враги тебя и твоих детей, оставишь - вырастут и убьют. Дети тускенов или дети джедаев, не всё ли одно. Под корень, до седьмого колена...

2017-02-26 в 19:24 

Пирра
Говорить правду легко и приятно
Муравьиный лев,
Пока у Вас не прочитала, не видела этих параллелей, а теперь они очевидны. Спасибо, что поделились своими наблюдениями.

2017-02-26 в 21:33 

Алэй Лан
Спасибо, чудесный пост.

2017-02-27 в 08:00 

Муравьиный лев
Только меня вам и не хватало для полного счастья
Астери Нариэ
Юнлинги и у меня в голове никак не укладываются, потому предпочитаю делать вид, что этого вообще не было.
И эти его истеричные перепады настроения - не подростка, взрослого человека, боевого командира, многое повидавшего-пережившего.
Короче, неубедительно, и создатель сам это чувствовал.

Вот поэтому у меня приквелы в целом в голове не укладываются. За исключением отдельных персонажей (Квай-Гона люблю, Палпатин, зараза, шикарен и убедителен) и сцен.

Написать, наверное, напишу... сразу после мемуаров Чуви, которые мне уже заказывали
О, буду жлдать!) И мемуары, и "лорда с леди")) Неканон так неканон, все равно интересно))

Акша Таквааш
А какая разница, если тускенских детей он вырезал вместе со взрослыми? Есть "свои" дети, а есть "дети врага", которые будущие враги тебя и твоих детей,
оставишь - вырастут и убьют. Дети тускенов или дети джедаев, не всё ли одно. Под корень, до седьмого колена...


Дело в том, что у Вейдера есть свои принципы. Лукас его сразу заточил на "женщин и детей не трогать". Соло он пытает, а Лею нет. Таркин активно намекнул, что надо бы допросить
с пристрастием, и получил в ответ бесподобное: "Она все равно ничего не скажет". Вот не скажет и все, я так решил! И с детьми он не связался бы не потому, что добрый (или недальновидный),
а потому что меч не хочет марать. Не забывайте, он все же персонаж из легенды, а не психологического триллера, и персонаж с перспективой на долгое и счастливое посмертие, и действует по законам легенды, а не диснеевского "реалити-шоу".

Пирра, Алэй Лан
Спасибо, что прочитали :)

URL
2017-02-27 в 21:10 

Mary-Vigadel
Только вечность звенит в ушах
Очень интересный анализ.

2017-02-28 в 10:32 

Муравьиный лев
Только меня вам и не хватало для полного счастья
Mary-Vigadel
Спасибо за отзыв) Заходите, будет еще)

URL
2017-02-28 в 15:31 

trollkvinne
!Муравьиный лев,
интересно. поначалу эп1-3 мне понравились, но чем дальше, тем больше мне становится ясно, что они даже внутри себя очень разные. и если эп.1 вполне ещё ничего, то в эп.3 Лукасу пришлось со многом натягивать сову на глобус, чтобы свести сюжетные концы с концами. причём твои посты очень способствуют этому осознанию.

У Тайсин на Фикбуке есть сильная и серьезная вещь на эту тему - "Ничего невозможного". полистала. очень интересно! спасибо за ссыль

2017-03-01 в 07:52 

Муравьиный лев
Только меня вам и не хватало для полного счастья
trollkvinne
они даже внутри себя очень разные. и если эп.1 вполне ещё ничего,
то в эп.3 Лукасу пришлось со многом натягивать сову на глобус, чтобы свести сюжетные концы с концами.

Причем, Лукас мог бы и не натягивать: на момент съемок ТП у него было достаточно ресурсов, чтобы продумать сюжет,
одновременно романтический, трагический и не противоречащий ОТ. Но что-то не задалось, да...

полистала. очень интересно!
Здорово! :)
*Худо хохласа, я соберусь все ж наваять свой текст по Вейдеру.*

URL
2017-03-02 в 17:01 

trollkvinne
я соберусь все ж наваять свой текст по Вейдеру было бы очень интересно! :yes:

2017-03-04 в 10:57 

Зимний фейрверк
те, у кого есть сердце, просто не умеют его готовить
спасибо, что так подробно разобрали параллели между Падме и Энакином в видео-ленте. Меня самого эти последние сцены часто оставляли с чувством некоей неясности выводов. То есть, вот никак мне не хватало длины мысли допереводить тот факт, что у Энакина - тоже "гроб", и что Падме в смерть провожают те, кто ее любили и ценили. И Энакина, в общем-то, тоже, потому что кто у него там еще остался, кроме его легиона штурмовиков, с которыми он прошел войну клоном и Императора, которого он считал чуть ли не отцом.
Слышал про перевод имени Падме и про Амиду, но не знал истории сада, не знал легенды; а теперь вот просто заново возгорел. Черт возьми, как красиво одной пасхалкой имени дать понять, что происходит (и произойдет) с этой их жизнью, которая, вроде как, кончилась! восторг.
Я очень ждал приквельные статьи, надеюсь, эта не последняя, но за нее я вам снова стоя аплодирую)))четко, ясно, последовательно и насыщенно, браво)

2017-03-04 в 13:53 

Муравьиный лев
Только меня вам и не хватало для полного счастья
Зимний фейрверк
И Энакина, в общем-то, тоже, потому что кто у него там еще остался, кроме его легиона штурмовиков, с которыми он прошел войну клоном и Императора, которого он считал чуть ли не отцом.
Хорошо замечено)

Черт возьми, как красиво одной пасхалкой имени дать понять, что происходит (и произойдет) с этой их жизнью, которая, вроде как, кончилась
Лукас, он такой Лукас)

надеюсь, эта не последняя
Да, будет еще большая статья про Энакина и, возможно, разбор еще одной сцены. которая меня тоже нехило цепляет.
Спасибо за отзыв) Такие подробные разборы ценны, они помогают автору глубже понять тему и обращают внимание порой весьма существенные детали :)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Loki forever

главная