Записи с темой: "легенды и мифы" (список заголовков)
08:26 

Зима и солнце!

Правило двух: каждый джедай - ситх, и наоборот.
Сегодня зимнее солнцестояние. Любовное свидание Дня и Ночи, плодом которого станет новый год. Сегодня рушится грань между светом и тьмой, соединяются противоположности, сходятся полюса.
Зажгите сегодня свечи, накройте стол, угостите птиц - они приносят солнце на крыльях, накормите животных, оставьте маленькие подарки под деревьями и пусть тем, кто вас окружает, будет сегодня хорошо.
А с вами пусть будут тепло домашнего очага, красота этого мира, сила друзей и любовь любимых! :gh:


@темы: "я люблю тебя, жизнь", "легенды и мифы"

09:01 

С солнцем стояние

Правило двух: каждый джедай - ситх, и наоборот.
22.12.2016 в 16:07
Пишет Rayo.:

картинко
а можно и так :sunny:
с солнцем стояние

URL записи

@темы: "легенды и мифы", "на diary.ru - талантливые люди"

17:54 

Были времена, вновь пришли былинные

Правило двух: каждый джедай - ситх, и наоборот.
15.03.2017 в 17:06
Пишет alwdis:

Славянская мифология. Курс вебинаров.
Четверть века назад я написала статью "Верования древних славян" для энциклопедии "Религии мира". Русские былины я изучаю еще дольше и те, что были у меня в диссертации, я знаю во всех существующих записях.
Лет пять назад с огромным успехом прошли мои лекции в программе "Академия" на канале "Культура".
Могу ли я сказать по этой теме что-то, чего нельзя прочесть в моих работах и посмотреть в передачах?
Могу и хочу! Во-первых, потому, что за 20 лет было опубликовано немало материалов, во-вторых, потому, что на многие вещи спустя десятилетия смотришь иначе. А третья причина в том, что этот курс ни разу не был записан в объеме пяти двухчасовых лекций.
Что-то в лекциях останется неизменным - согласитесь, Перун за эти 20 лет не превратился в Ящера (хотя некоторые киношники очень старались!), что-то будет жестко раскритиковано, причем это касается и моих работ, и известных авторов. Что-то будет просто подано глубже :)

Низшая мифология
Культ животных, наиболее почитаемые звери. Непривычные особенности зооморфной символики.
Низшие божества. Домовые и русалки в 21м веке.
Ящер, его культ и отражение в былине о Садко.

Высшая мифология
Дискуссия о Роде; Род в современном родноверии. Культ рожаниц; рожаницы в кружевоплетении.
Женские божества - Мокошь и Морена, праздники богинь.
Солнечные боги - Дажьбог и Хорс. Образы этих богов в "Слове о полку Игореве" и вопрос о вероисповедании автора.
Ярила и Русь в эпоху двоеверия.
Перун и Велес, миф об их бое, судьба Велеса в русской науке и неоязычестве.

Былины: негероические богатыри
Мирность русского эпоса на фоне мирового. Образ Микулы и его дочерей. Былина о Василисе и Ставре в сравнении с ирландским сказанием.
Хронотоп русского эпоса. Былина о Дюке как "роман фэнтези". Материальный мир былины.

Былины: Илья Муромец

Эпос как квазиистория; особенности изображения исторических событий.
Илья как архаический герой. Символика былины о Святогоре. Родство героя и врага: Соловей-Разбойник. Илья в современных анекдотах.
Илья как защитник Руси. Былина о бое с Калином в трех вариантах сюжета. "Племянник - это некролог".
Символика былины "Три поездки Ильи Мурома".

Былины: демифологизаия героя
Добрыня как воплощение норм. Былина о бое со Змеем на фоне южнославянских сказаний. Принцип дублирования в эпосе.
Добрыня в противопоставлении Дунаю. Архаические мотивы в "Добрыне и Маринке" и их трансформация.
Алеша как герой-трикстер. Проблема вторичной мифологизации и ее форм.

Вебинары будут проходит по пятницам 24 марта - 21 апреля, 19.30.
Стоимость курса - 1300 рублей (полный), 1000 рублей (льготный). Принадлежите ли Вы к льготной категории - каждый решает сам.
Стоимость отдельной лекции: 300 (льготн. 250) рублей.
Перечисляете деньги на мою карту Сбербанка, в смс-сопровождении указываете мэйл для подключения к вебинару. Кто не знает/потерял мой номер карты - пишите письма, вышлю.
Доллар, гривна, евро - пишите письма, вышлю счет (кроме мэйла и банковской карты ничего не нужно!).

Перепост приветствуется.

URL записи

@темы: "легенды и мифы", "на diary.ru живут талантливые люди"

08:28 

А у нас сегодня праздник!

Правило двух: каждый джедай - ситх, и наоборот.
А у нас сегодня праздник! :) Навруз. Новый год.
В переводе с персидского "ноуруз" - "новый день". Новый день года. В "Шах-наме" говорится, что Навруз учредил царь Джамшид, идеальный царь идеальных времен. По зороастрийскому канону его отмечают 13 дней. В Средней Азии Наврузу посвящен целый месяц, в течение которого можно проводить все положенные обряды и церемонии.
Как его встречают? Женщины варят сумаляк - густую тягучую сладковатую массу, которая получается из пророщенной пшеницы. Варят долго, целую ночь. Пока варят, песни поют, анекдоты рассказывают, танцуют и хохочут. Чем громче хохотать, тем веселее год проживешь. Еще на Навруз положено печь самсу с начинкой из зелени, кататься на качелях (кататься должны девочки и девушки, и чем выше они будут взлетать к небу, тем лучше для всех), запускать воздушных змеев и развлекаться изо всех сил.
Это - здешний вариант Навруза. Классический зороастрийский куда торжественнее. В нем ведущая роль отводится огню и культу предков.
А у нас просто - развлекайтесь, господа! Бог с ними, житейскими проблемами и вселенскими печалями.
Да пребудет с вами хорошее настроение!






@темы: "сам себе праздник", "легенды и мифы"

16:54 

Универсальный индивидуалист

Правило двух: каждый джедай - ситх, и наоборот.
Локи универсален как любой мифологический персонаж. Плут, соблазнитель, пройдоха, чужак, неунывающий искатель приключений на пятую точку, вездесущий и везде-сующий-нос пособник и посредник, нарушитель норм и условностей, сценарист и режиссер Рагнарёка и внезапно "богоборец" по образцу персонажей кавказского эпоса - любой из этих аспектов Локи так многократно увязан с архе- и психо- типами, мифологическими и литературными сюжетами, богами и героями других времен и народов, что выражает именно универсальность человеческих представлений о природе вещей.
Вместе с тем, именно Локи - наиболее индивидуализированный персонаж скандинавского "пантеона". В этом универсальном образе предельно резко и выраженно проявилось осознание личности и стремление ее вырваться из пут родового сознания. Именно поэтому Локи - нарушитель норм, ибо тот, кто осознает себя личностью, неизбежно не вписывается в привычные устои поведения.
Одной из самых характерных черт индивидуальности является принадлежность стихии смеха. Локи осмеивает других и сам подвергается осмеянию; он - единственный из асов, кто не боится предстать в обществе в смешном и даже ошарашивающем виде (миф о том, как рассмешили Скади). Ирония и самоирония придают Локи незабываемый и неповторимый колорит, резко выделяя из среды других персонажей скандинавской мифологии.
Замечу, кстати, что характером в нашем понимании, неповторимостью мышления и поступков обладают всего три аса: Один, Тор и Локи. Все трое так или иначе связаны со смеховой культурой и травестией как ее составной частью (Один занимался женским колдовством на острове Самсё, Тора переодевали в женское платье, Локи тоже одевался в женский наряд, сопровождая Тора в "Песне о Трюме", более того, Локи вообще умеет изменять пол).
Но наиболее ярко и колоритно индивидуализирован все же Локи - и в силу трикстерской природы, и в силу своего положения чужака (чужаку позволено то, что "свой" делать ни в коем случае не должен). С точки зрения скандинавов раннего средневековья, живших устоями общины, достоинство весьма сомнительное, с точки зрения современного читателя "Эдд" - несомненное.


@темы: "Локи", "легенды и мифы"

11:38 

Молот Тора "осенним вечером"

Правило двух: каждый джедай - ситх, и наоборот.
Осень — пора праздников. Большинство из них традиционно связаны с урожаем и все, так или иначе, с почитанием предков. Среди них — корейский Чусок. Название переводится как "осенний вечер".
читать дальше




@темы: "сам себе праздник", "легенды и мифы"

14:20 

Это смерть, это жизнь, это танец

Правило двух: каждый джедай - ситх, и наоборот.
Всё, я, кажется, фанат хака :-D
Это просто праздник какой-то!
*Смотреть только тем, кто не боится почти голых мужиков с вытаращенными глазами*
www.youtube.com/watch?v=BI851yJUQQw

А вот здесь простое и веселое объяснение того, что такое хака в полинезийской культуре
www.youtube.com/watch?v=j3cHFvK-Jw0

@темы: "сам себе праздник", "легенды и мифы", "внутренний этнограф"

13:23 

Царевич и Кощей

Правило двух: каждый джедай - ситх, и наоборот.
Этот - сценарий? - делался для предполагаемого комикса ninjavoron. Нами руководила мысль, что во время инициации от покровителя обряда (или замещающего его волхва, шамана, жреца) требуется не меньше усилий, чем от самого посвящаемого. Причем, усилия направлены на то, чтобы посвящаемый этого самого покровителя убил. Вдохновлялись мы, однако, не столько русским фольклором, сколько собственной фантазией, так что на историческое правдоподобие сюжет не претендует.
Комикс так и не случился, а текст остался. Сегодня я его нашла. Каким-то чудом он сохранился в заначках, избежав удаления. Раз так, быть ему здесь, ибо все равно заначки чищу.

читать дальше

@темы: "рассказцы", "легенды и мифы"

15:00 

Драпа о соколе и Великой Зиме

Правило двух: каждый джедай - ситх, и наоборот.
В мифах, как мы помним, Локи появляется в разных обликах, в том числе, в облике сокола (заметим, что в муви-версии у него не только острые черты лица, но и от фильма к фильму все более «летящие» движения, что тоже напоминает о птичьей его ипостаси).
Однако принимать облик сокола по своему желанию Локи не может. Оперение он одалживает у Фрейи (изредка упоминается Фригг). Эта связь с женским божеством, представляющим Богиню-Мать, рождает другую, несколько неожиданную связь Локи с мифологическим типом умирающего и воскресающего бога.
В самом деле, все подобные божества так или иначе соотнесены с богинями, так или иначе страдают от вмешательства женского начала в свою судьбу. Таммуз и Аттис гибнут по воле своих бессмертных и всемогущих любовниц, Сиявуша оклеветала женщина, в чертах которой нетрудно усмотреть стертые черты богини любви – прикованный Локи мучается от яда змеи, которую подвесила над ним Скади.
Конечно, одной этой параллели мало. Но давайте вспомним, что является самой характерной чертой умирающего и воскресающего бога. Правильно, смена времен года. Бог в преисподней – в мире зима, бог вышел из преисподней – начинаются весна и цветение. Так вот, как ни странно, но Фимбульветер, Зима Великанов, приходит оттого, что Локи прикован. Находясь на воле, он контролирует хаос, «вбрасывая» его чуть большими или чуть меньшими порциями в разное время и разные миры. Где-то это вызывает обновление без отягчающих последствий. Где-то миры изрядно встряхивает, но в целом обходится без глобальной катастрофы. А вот отсутствие в мире прикованного бога хаоса приводит к хаосу настоящему. Рушатся самые устои мира, и нет возможности что-либо исправить, остается лишь дорушить рушащееся и строить новый мир на пепелище. Вернувшийся во главе армии мертвецов Локи как раз и выполняет эту задачу – ценой своей гибели и гибели асов старшего поколения. Его возвращение из плена отнюдь не похоже на приход весны, но без этого возвращения весна – прекрасный новый мир с вновь найденными золотыми тавлеями – в принципе не наступит.
Можно ли на этом основании причислить Локи к умирающим и воскресающим богам? Нет, конечно. Классического бога растительности скандинавская мифология не знает (Бальдр к этому типу божеств не относится). Но какое-то отношение к кругу представлений о цикле смерти и воскресения Локи, безусловно, имеет. Какое? Этого мы не знаем. И не узнаем до тех пор, пока не ответим на вопрос, откуда Локи пришел к скандинавам.

@темы: "легенды и мифы", "Локи"

08:49 

О Ёрмунганде

Правило двух: каждый джедай - ситх, и наоборот.
В многочисленных пересказах скандинавской мифологии Ёрмунганд представлен как исключительно хтоническое чудовище, погибающее от руки Тора в Рагнарёк и, в свою очередь, губящее своим ядовитым дыханием громовержца.
Однако, другое имя Ёрмунганда - Мидгардсорм, "змей (червь) Мидгарда" неожиданно говорит нам, что первоначально он олицетворял не хаос, а порядок. Ёрмунганд служит опорой Мидгарда (а, возможно, и всего мироздания), выступая параллелью Иггдрасилю (горизонтальная опора - вертикальная опора).
Аналогия Ёрмунганду как вселенской опоре отыскивается в мифологии индуизма, где Шеша держит миры на своих бесчисленных головах. Любопытно, что Шеша оказывается одной природы с трикстером-Кришной. Ёрмунганд, в свою очередь, одной природы с трикстером-Локи.
Но Шеша - старшая ипостась Кришны (старший брат). Почему же Ёрмунганд - младшая ипостась Локи (сын)? Не логичнее ли предположить что "порождение земли", змей, старше антропоморфного существа? Возможно, в очень глубокой древности сам Локи мыслился в образе змея. Потом этот образ раздвоился (что для скандинавской мифологии не исключение: Фригг и Фрейя - ипостаси одного женского божества, сделавшиеся самостоятельными персонажами) и "перекомпоновался", став сыном самому себе. Но, скорее всего, объяснение гораздо проще. Змей, змея во многих мифологических традициях выступают как символ сексуальности. А, как мы помним, гиперсексуальность - одна из основных характеристик трикстера. Локи передает свою необузданную жизненную силу потомству, предстающему в образах диких животных - волка Фенрира и змея Ёрмунганда. Вспомним, что еще один "брат" Локи - греческий Гермес является отцом козлоподобного Пана (пример передачи сексуальности по наследству, выраженный в "хтоничности" порожденного существа).
Итак, Ёрмунганд - каноничный, так сказать, сын Локи. И тут возникает простор для еще одного любопытного предположения, возвращающего нас к тому, с чего начали - "змею Мидгарда". Как мы помним, многие трикстеры так или иначе выступают в роли демиургов. Глухое упоминание об этом сохранилось и в мифе о том, как Лодур (Локи) участвовал в оживлении первых людей. Вполне возможно, что и рождение Ёрмунганда - акт демиургического характера. Гигантский змей нужен, чтобы стать опорой Земли.
Трудно сказать, как долго Ёрмунганд воспринимался именно как опора, но, несомненно, что неприветливая природа Скандинавии, населенные гадюками болота и пустоши, и бурные северные моря, рождающие легенды о гигантских монстрах, много способствовали изменению представлений о первоначальной роли Змея.


@темы: "Локи", "легенды и мифы"

16:39 

О чем не писал Кун

Правило двух: каждый джедай - ситх, и наоборот.
29.01.2018 в 17:10
Пишет alwdis:


С 6 февраля по вторникам в Центре "Архэ" - мой цикл лекций "Мифология Древнего мира"
Далеким от Москвы предлагается пройти на страницу моего "Лектория", где всё это добро есть.
Ну-ка, встанет видео анонса? Он хорош. Если не видно, он всё на той же странице в "Архэ"


URL записи

@темы: "легенды и мифы"

Loki forever

главная